Методика преподавания народоведения в школе часть 4

Четверг, октября 11, 2018

Далее, по свидетельствам с цьго же источника, на запад, то есть на пути к реке Самарки у реки Волчьей, впадающей в Самару в Днепропетровской области , запорожцы построили пристань для запорожских лодок, которыми плавали в Азовское море. Там же, в зимовках, жили гребцы и казацкая сторожа.
брус

Позже на этих местах возникли села Андреевка и Алексеевка (Велико-Новоселковский р-н). Для углубления знаний школьников о нашем крае времен Морозенко и Супруна может быть проведена экскурсия в город Селидово. Там, на берегу реки Соленой, на месте запорожского сторожевого поста, в настоящее время установлено комплекс памятников казакам-запорожцам, которые в течение нескольких веков стояли на страже родной земли, предупреждая татарские и турецкие нападения на Украину с востока и с юга. Важно углубить школьников и в жанровые личности исторических песен и дум. Исторические песни — это произведения, которые называются в фольклористике поэтическим летописи украинского народа, в котором важную роль играет не столько факты, сколько освещения их с точки зрения самого народа. Исторические песни является сюжетными произведениями, в которых описывается конкретное событие или определенный эпизод; им присуща выдумка, но не имеет фантастических сцен. В песнях этого жанра раскрывается психическое состояние героев, изображается внешний вид. Важно для восприятия исторической песни услышать ее в музыкальном сопровождении. Методика изучения фольклора утверждает, что ни одно чтение, каким бы искусным оно ни было, не может заменить песни в ее естественном звучании. Рассматривая жанровые особенности думы «О побеге трех братьев из Азова», учитель обратит внимание учащихся на эпические и лирико-эпические элементы в произведениях этого жанра, на их социально-бытовой смысл, особенности выполнения их речетативом под сопровождение бандуры, кобзы, лиры. В беседе о содержании думы выясним ее эпический и лирический характер. Эпичность думы заключается в объективном изображении братьев, показе их взаимоотношений в различных жизненных ситуациях. Термин «эпический» употребляется иногда в значении «величаво-спокойный», «бесстрастный». Именно такой рассказ в анализируемой думе «О побеге трех братьев из Азова». Лиризм рассказы ощущается в эмоциональности и взволнованности настроения, который сопровождает поведение двух старших и младшего братьев. Они убегают из турецкой неволи и мечтают добраться до «христианских городов», «до реки Самарки», к отцу в матери. Эти мечты героев произведения свидетельствуют о лирической направленность рассказа. Характерными для дум и песен является каче эпитеты. Так, в тексте исторических песен и анализируемой думе ученики найдут слова, которые являются постоянными эпитетами: конь — «седой», войско — «буйное», вера — «чужая, басурманская», поле — «чистое», пути — "широкие, розхильни «слезы -» мелкие ". Также ученикам следует знать, что роль постоянных эпитетов в исторических песнях и думах не сводима к изображению конкретных индивидуальных черт персонажей, а является своеобразным поэтическим определением, способным вызвать положительное или отрицательное отношение к изображенным явлений. На примере различных вариантов думы «О побеге трех братьев из Азова» ученики усваивают понятия о вариативности бытования произведений устного народного творчества. В одном из вариантов думы рассказывается о возвращении старшего и среднего братьев к отцу и матери и о гибели на Саур-Могиле младшего, заброшенного ними. В другом варианте старшие братья погибают от турок у реки Самарки. В фольклоре, где произведения бытуют в устной форме, переходя от одного исполнителя к другому, элементы сюжета меняются. Исследование различных вариантов помогает ученикам глубже понять историю создания песен и дум. При возможности дополнительного времени на изучение темы «Саур-Могила в устном народном творчестве» учитель может познакомить учеников с преданиями и легендами, в которых упоминается Саур-Могила. Это такие произведения, как «Саур-Могила», «Где берет чумаков бис» (см. Сб. "Саур-Могила. Легенды и предания Нижнего Приднепровья ". К., 1990 гг.). Рядом с легендами и преданиями стоит рассмотреть содержание и поэтику чумацких песен, воспроизведение в них горькой чумацкой судьбы. Здесь учителям поможет очерк из пособия «Тайна духовного сокровища», в котором на материале записанных на Донетчине чумацких песен рассматриваются их жанровые особенности. Итогом урока (или уроков) будут высказаны учителем и учениками мысли о том, что в устном народном творчестве нашло место отражение нашего донецкого края как неотъемлемой части всей Украине. В образах запорожских казаков, славной Саур-Могилы воплощено стремление украинского народа к свободе и независимости. В чумацких песнях и легендах воспроизведен одну из поэтических и вместе с тем тяжелую страницу быта чумаков. Дополнительная литература для учителя: Данилевский Г. Чумаки: Художественно-документальный очерк. -К., 1992; Мишанич С. В. Программа «Фольклор Украины» для учеников 8-9 классов // (Проект программы и методические рекомендации факультативного курса средней общеобразовательной школы. — К., 1991; Народные песни в записях Ивана Манжури. -К., 1974; Песни и сказы Донбасса. — Донецк, 1969; Саур-Могила. Легенды и предания Нижней Надднипрянщини. -К., 1990; Олефиренко В. В., Пустовая Ф. Д. Тайна духовного сокровища. Из популярного народоведения.// Донбасс, 1994. -No1-6. Пустовая Ф. Д. К изучению фольклора в школе // УМЛВШ, 1979. -No8. 4. ИЗУЧЕНИЯ обычаев и обрядов Прежде чем обратиться к вопросам методического обеспечения этой темы, выясним принципы и главные методические основы изучения обычаев, обрядов и верований в пределах народоведения как школьного предмета. Украинская обрядность соответствует производственной, общественной и семейной сферам жизни крестьянина. В основе течении праздников и обрядов положено трудовой сельскохозяйственный календарь, который определял жизнь земледельца. Обычаи и обряды передавались из рода в род, медленно изменяясь под влиянием различных факторов общественной жизни. Когда на нашу землю пришло христианство, новая церковь использовала древние обычаи дохристианской эпохи, чтобы совместить их с новой верой. Проблема отношений христианства и народного обрядово-обычаев традиции трактовалась в советской науке однозначно как конфронтационная. Такого тенденциозного комментирования сегодня нужно избегать, подчеркивая вместо этого на взаимообогащении христианской и народной обрядности на пути к благословению человеческого труда, справедливости, уважения к роду, к женщине-матери и т. д. В рекомендованных для школ программах народоведения место занимают обряды и обычаи. Этот раздел программы реализуется в зависимости от обеспеченности каждого конкретного учителя методическими материалами, материальной базой школы по этим вопросам и выделенных школьной советом часов в этот предмет. В зависимости от этих условий учитель планирует изучение темы или в течение нескольких лет (углубляя с каждым годом представление школьников о обычаи, обряды и верования) или в течение короткого времени, возможно, одного года или полугодия.