Художественная эмпатия как фактор формирования профессионализма у будущего музыканта-педагога

Воскресенье, октября 28, 2018

Художественная эмпатия как фактор формирования профессионализма в будущего музыканта-педагога Профессиональная художественная образование в Украине представляет собой самостоятельную отрасль, имеет специфику, обусловленную изучением закономерностей художественной деятельности. Особенно сложным является процесс подготовки педагогических кадров в этой области, поскольку художественно-педагогическая деятельность является синкретической и вместе с тем такой, что носит творческий характер. Художественно-педагогическая деятельность в области профессиональной музыки требует от своего субъекта, кроме специальных знаний, умений, одаренности, еще и полной заангажированности в своей деятельности, включение всех личностных психофизиологических механизмов. Итак, самореализация личности является условием вступления профессионализма.
https://golovko.com.ua/cemejnyj-advokat-i-yurist-v-kiev-dostupnye-tseny

Вместе с тем опора на традиционные принципы профессиональной подготовки не дает возможности выявить качества личности, способствующие ее самореализации в будущей профессиональной деятельности. Существует противоречие между необходимостью достижения высоких результатов и самореализации человека в будущей профессиональной деятельности и отсутствием соответствующих предпосылок для этого в системе профессиональной подготовки. Реализация целостной системы профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров требует решения широкого круга культурологических, общеэстетического вопросов. Поэтому в процессе подготовки будущего специалиста следует обратить внимание на внедрение современных научных достижений, которые обеспечивали бы всестороннее развитие и профессиональное становление личности. Одной из важных психологических способностей личности является эмпатия. В широком смысле слова эмпатия охватывает собой большой круг явлений эмоционального и духовной жизни человека, является неотъемлемым элементом духовной культуры. В большинстве современных психологических и психолого-педагогических исследований эмпатия рассматривается чаще всего в аспекте межличностных отношений. Межличностный аспект эмпатии понимается как аффективное связь с другим, разделение его чувств и состояний как инструмент познания другого человека. Общепризнанно, что эмпатия является профессионально значимой чертой для педагога и овладение культурой эмпатийных отношений является одним из условий успешного осуществления процесса педагогического общения. Специфические признаки эмпатии в профессиональной деятельности учителя освещены в работах Т. Василишинои, Л. Виговськои, О. Рудницкая, Т. Стратан. Не умаляя роли эмпатии в таком аспекте для художественно-педагогической деятельности, следует обратиться также к менее распространенной точки зрения на эмпатию как условие художественного творчества: как специфический эмоционально-познавательный процесс. Эмоции и чувства — важные компоненты внутреннего мира личности. Нигде человеческие чувства не обнаружены в такой адекватной форме, как в искусстве. Само появление произведений искусства была обусловлена необходимостью передачи от человека к человеку, от поколения к поколению общих, культурных форм эмоционально-чувственного опыта. В трудах Бахтина, А. Васадзе, И. Джидарьян подчеркнута мысль о том, что искусство является формой объективации субъективного мира человека. С другой стороны, искусство не просто объективирует переживания прототипа или автора, но и культивирует способность сопереживать им. Эмпатия в данном случае понимается как средство субъективации чувственного опыта, содержащегося в произведении искусства, «присвоение» в личном опыте. Необходимо отметить, что в процессе моделирования художественного образа произведения реципиент дополняет его содержание собственными переживаниями, обусловленными особенностями его человеческой личности, жизненного и творческого пути. То есть для художественной деятельности вообще и к музыкальной частности характерна и специфической композиционная форма, а чувственный смысл произведений искусства композиционно оформленным содержанием. Более того, произведения искусства требуют также психологического анализа сущности различных проявлений чувств. Ассоциативность, условный характер отображаемых в произведениях эмоций нуждаются мнимой участия в процессе творчества, в самом развертывании чувственных процессов. В этом смысле эмпатия и является чертой субъекта художественной деятельности и одним из условий художественного творчества. Именно через нее можно проанализировать и воспроизвести основные этапы художественного процесса и попытаться разработать систему формирования навыков творческой деятельности. С перспективными идеями и догадками относительно такого понимания эмпатии можно встретиться в трудах теоретиков или в мемуарах и критических высказываниях выдающихся деятелей искусства. Исследование философского или психологического характера, которые выясняли, почему эмпатия необходима для творческого акта, как она осуществляется, к сожалению, очень малочисленные как в зарубежных, так и в отечественных работах. Можно сослаться лишь на исследование В. Ивасишина «Роль искусства в формировании человеческой чувственности», работу М. Маркова «Об эстетической деятельности», статьи Е. Басина, Т. Гавриловои. Во многом они базируются на фундаментальном труде румынского психолога С. Маркуса «Эмпатия (экспериментальное исследование)», вышедшей в Бухаресте в 1971 году. В свою очередь, С. Маркус основывается на положениях так называемой «теории вчуття» Т. Липпса, которая появилась в начале ХХ века. Эта теория рассматривает эмпатию как специфический вид познания сущности предмета или объекта, проектирование в него своего собственного «Я». Из-за этого проекцию человек постигает свою общность с художественным объектом, переживая его настроения. Но, продолжая линию Т. Липпса, С. Маркус делает очень важный шаг. Он пытается соединить два понимания эмпатии: и как способности индивида проникать во внутренние состояния другого, и как формы художественного познания. Это дает возможность утверждать, что существует отдельный вид художественной эмпатии, которая является специфической способностью употребляться в художественный образ. Примером может служить воспроизведения художественного образа в общеизвестных актерских «этюдах». Актер встречается с моделированием воображаемого «Я» «по образу и подобию» любого другого явления или даже предмета. «Одушевляя» его, актер создает новый «Я-образ», идентифицирует себя с ним и «живет» в образе этого воображаемого «Я». Подобный процесс при моделировании художественного образа музыкального произведения, независимо от того, является ли это произведение объектом восприятия или выполнения. Исполнительный процесс в музыке часто называют «вторичной творчеством». При чтении графической записи нотного текста произведения музыкант обязан проникать в его эмоциональное «подтекст». Таким образом, от того, какова емпатийнимы культура исполнителя, которыми емпатийнимы навыками он обладает, насколько точно и деликатно он постиг сущность эмоционального подтекста произведения, его внутреннюю форму, будет зависеть успешность выполнения.