Актуальные вопросы обучения физики на основе личностно ориентированной технологии

Четверг, октября 11, 2018

Актуальные вопросы обучения физики на основе личностно ориентированной технологии Новые требования общества до уровня научной грамотности и общей культуры стали причиной модернизации системы образования в Украине. Выбранный путь европейской интеграции предусматривает усовершенствование концептуальных положений и принципов по преподаванию учебных дисциплин, внедрение новых образовательных стандартов; требует инновационных педагогических подходов к обучению. Приоритетное, стратегическая задача современной школы состоит в создании условий для развития и самореализации личности, поэтому есть необходимость перехода от типичных педагогических технологий обучения в личностно ориентированных. Основная идея личностно ориентированного образования — найти, поддержать, разви-нуть в ребенке лучшие человеческие качества и его способности, заложить механизмы само-познания, самосовершенствования, самостоятельности, достаточные для становления особис-сти и ее взаимодействия с окружающим средой.
видеодомофон купить

Для удовлетворения требований личностно ориентированного обучения содержание учебного материала по физике и методы преподавания должны соответствовать психологическим особенностям и интересам учащихся, содержать аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный компоненты. К разработке этой проблемы обращались в своих исследованиях И. Д. Бех, С. И. Подмазин, В. В. Сериков, В. В. Рыбалка, И. С. Якиманская, А. И. Иваницкий, М. И. Шут, Л. Ю. Благодаренко, В. И. Нечет, П. С. Атаманчук и др. Однако в их исследованиях не в полной мере учитывались современные инновационные процессы в обществе и образовании. Технология обучения физике можно считать личностно ориентированной, если она гарантирует переход ученика на позицию субъекта своей учебной деятельности, в результате чего эта деятельность становится личностно осмысленной, возникает потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. учебно-познавательной деятельности старшеклассников по физике — творческий процесс направления их к самообразованию через регулируемое управление их деятельностью, систематический контроль знаний для выявления в них пробелов и своевременное их устранение. Поэтому можно выделить следующие актуальные проблемы и задачи по обучению физики на основе личностно ориентированной технологии И. Проблемность структуры учебной информации по физике . 1. Интеграция информации, системное объяснение объектов (установка струк-туры элемента знаний, его внутренних и внешних связей); моделирование це-ности дидактических отрезков учебного материала; переформулирование, уплотнение-ния или расширения полученной информации на основе сущностных связей; при-ведения содержания учебных предметов в единую систему на межпредметные основе. 2. Тщательность содержательного обработки блока учебной информации; выделение в его содержании вопросов индивидуального изучения, предоставление учащимся возможности выбора способов обработки учебного материала. 3. Совершенствование содержания обучения: а) усиление практической направленности изучения физики; б) показ важности физических знаний в последних научных исследованиях, освоении новой техники и технологий; в) профильное наполнения содержания физики и использования физических знаний в смежных предметах; г) выделение наиболее значимых для данного профиля обучения элементов знаний и их связей; д) логическое построение и отбор учебного материала в соответствии с задачами и целями учебной программы данного профиля. II в. Вариативность учебных программ с учетом возможностей учеников. ИИИ. Дифференцированное управление учебной деятельностью предусматривает индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы учащихся. Важное значение имеют дидактические материалы, которые содержат разноуровневые задания по сложности и способами подачи. Разнообразить и обогатить учебно-познавательный процесс по физике в средних учебных, развивать творческую инициативу как учителей так и учеников позволяют новые информационные технологии: педагогические программные средства (электронные учебные пособия, библиотеки электронных наглядности по физике, виртуальные физические лаборатории), программа Microsoft PowerPoint (создание учащимися проектов), Internet, мультимедийные технологии (электронные базы данных, компьютерное моделирование) и др. и V . Демократичность форм организации учебного процесса. 1. Диалогичность, взаимопонимание, рефлексивная взаимодействие участников педагогического процесса. 2. Ориентация на индивидуальные возможности и потребности детей; обеспечение учеников дифференцированными видами помощи в выполнении программы обучения; разделение учебной информации в соответствии с уровнями усвоения и свободный их выбор; постоянное наращивание объема и сложности выполняемой учебной работы. 3. Создание для школьника адекватного его внутренним запросам педагогической среды (задействовать индивидуальный талант ребенка и те способности, которые ее обслуживают). 4. Применение новых информационных технологий и интерактивных методов обучения; развитие ситуативного интереса (моделирование ролевых функций будущей профессии); подготовка к обучению в профессиональных высших и средних учебных (сотрудничество, дополнительные спецкурсы, консультации и т. д.). Дидактическая конструкция технологий личностно ориентированного обучения физике осуществляется путем адаптации образовательного процесса (целей, содержания, методов, диагностики, структуры дидактического обеспечения и образовательного информационного состав процесса обучения) в личностных возможностей учащихся в соответствии с запланированными задачами развития различных сфер личности. Среди основных препятствий, мешающих внедрению в педагогическую практику личностно ориентированной технологии, нами определены следующие: 1) недостаточности ность информации у учащихся о себе и своих возможностях, недооценка своего интелек-туального, эмоционального и волевого потенциала, а у учителей отсутствие проф-ного исследования ребенка и наличие субъективного суждения; 2) неро-зумилисть проблем, стоящих перед учеником и его будущим; 3) нежелание педагогов менять традиционную методику преподавания и стиль общения с детьми; 4) отсутствие у учителей знаний о инновационные образовательные технологии или средств обучения.