Дистанционное обучение как одна из форм расширения доступа к получению высшего аграрного образования украины

Четверг, октября 11, 2018

Дистанционное обучение как одна из форм расширения доступа к получению высшего аграрного образования Украины Переход общества от индустриальных к информационным технологиям производства возможен лишь при условии высокого уровня развития личности, поэтому высшее образование в современном мире становится более массовой и перестает быть просто способом подготовки специалистов для различных сфер жизнедеятельности. В современных условиях одной из актуальных проблем развития аграрных высших учебных заведений стало расширение возможностей доступа к получению высшего образования. Анализ контингента аграрных высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации свидетельствует, что в решении этой проблемы происходят положительные сдвиги. За последние 5 лет контингент студентов вырос на 17 тыс. Человек, то есть молодежь на такое же количество получила больше возможностей получать высшее образование.
печать каталогов

Однако такую возможность получила сельская молодежь в определенной степени, если В 1999г. Ее удельный вес в аграрных высших учебных заведениях составляла 74%, то в прошлом году она снизилась до 69%. Основными причинами этого стали: низкая платежеспособность сельского населения, значительно ниже уровень общеобразовательной подготовки сельских школьников по сравнению с городскими, осложнение демографической ситуации на Украине. На современном этапе в мире наметилась устойчивая тенденция приближения образовательной деятельности к месту проживания людей, включая широкое внедрение дистанционного обучения. Аналогичные мероприятия проводятся и в аграрном образовании Украина: подавляющее большинство аграрных заведений III-IV уровней аккредитации открыли консультационные пункты в профильных техникумах и колледжах, филиала факультетов, ввели ступенчатое образование и осуществляют подготовку по сокращенному сроку обучения из числа выпускников этих учебных заведений и тому подобное. Принципиальный путь в решении проблемы расширения доступа к получению высшего аграрного образования Министерство аграрной политики Украины видит в создании региональных университетских центров, с включением в его состав аграрных учебных заведений разных уровней аккредитации региона. Такой комплекс уже создается в Крыму, подобным путем следуют еще три области Украины. Особое значение в реализации идеи педагогического партнерства с широкими студенческими массами приобретает дистанционное обучение. Устранение зависимости студента от места расположения учебного заведения, независимость студента от преподавателя, коммуникационное обеспечение учебными материалами в любой точке земного шара, возможность создания виртуального учебного класса или лаборатории — все это создает предпосылки для массового продуцирования образовательных технологий. Под дистанционным образованием понимается не заочная, как порой считают, а именно комплекс образовательных услуг, в котором субъекты обучения (студенты, преподаватели) имеют пространственную и (или) временную отдаленность друг от друга и от средств обучения , а учебный процесс основывается на информационных технологиях. Дистанционное образование сочетает в себе элементы классического образования и большое количество элементов виртуального образовательной среды. Для решения проблемы общения преподавателя-тьютора со слушателями используются современные информационные технологии, разрабатываются сложные системы учебно-методического обеспечения. Под дистанционным образованием следует понимать активное учебная среда, включающая в себя возможные электронные источники информации (в том числе глобальную сеть Интернет); виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и тому подобное. Отсюда следует главная задача аграрных высших учебных заведений при организации дистанционной формы обучения — подготовка педагогов-координаторов, разработка системы контроля и оценки знаний студентов. Дистанционная форма аграрного образования предусматривает постоянный контакт студента с преподавателем, другими студентами, имитацию всех видов очного обучения, но специфическими формами. Основной отличительной чертой дистанционного обучения от традиционных форм является активизация самих студентов в процессе обучения. Согласно данным Национального статистического центра образования США в 62% государственных и частных университетах созданы центры дистанционного образования. Еще в 1995—1996 учебном году университетами Америки было представлено почти 26 тыс. Различных дистанционных курсов, на которых обучалось более 760 тыс. Человек. Так, государственный университет в штате Колорадо ведет дистанционное обучение по 20 специальностям, в том числе аграрного профиля: агробизнес, биоресурсы, сельскохозяйственный инженеринг, административный бизнес, менеджмент, статистика и тому подобное. И сегодня в этом центре зарегистрировано более 1000 студентов. Министерством образования Российской Федерации также реализуется концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, которая проходит в рамках специальной программы «Образование без границ». С этой целью здесь уже создан Открытый аграрный университет, ведется работа по открытию филиалов, создание технической базы и методического обеспечения. Современный специалист в любой, в том числе и в сельскохозяйственной, — это личность, которая в совершенстве владеет профессиональными знаниями и умениями, иностранными языками и информационными технологиями. Система высшего аграрного образования уже не может ограничиться репродукцией фиксированных знаний, методов и форм, поскольку человеку присуща творчество, активная познавательная деятельность, стремление к саморазвитию, проектирование своего будущего, поэтому она должна предусматривать индивидуальную целеустремленность и возможность выбора форм их реализации. Анализ реальной практики и опыта аграрных высших учебных заведений Украины свидетельствует, что в современных условиях решить данную проблему средствами только лекционно-семинарских занятий в полной мере невозможно. Новые методы, методика и информационные технологии обучения должны быть направлены на личность студента. Гибкость образовательных технологий и их способность к трансформации требуют и позволяют создавать принципиально новые формы обучения, одна из которых — дистанционное обучение.