Гендерные аспекты формирования осознанного родительства

Четверг, октября 11, 2018

Гендерные аспекты формирования осознанного родительства В психолого-педагогической науке недостаточно освещается проблема гендера в формировании будущего отца или будущей матери. Именно поэтому изучение гендерной социализации было бы неполным без анализа гендерных особенностей демографического воспитания и подготовки молодежи к выполнению материнских и отцовских функций. Потребность в детях — инерционный часть репродуктивного поведения.
обрезная доска осина

Будучи результатом усвоения репродуктивного опыта предыдущих поколений и соответствующих репродуктивных норм, потребность в детях меняется крайне медленно. Репродуктивные нормы, которые детерминируют репродуктивное поведение личности или семьи, представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определенного количества детей в различных социальных группах. Репродуктивные нормы имеют свойство трансформироваться в обычаи и традиции из причин их устойчивости в ряде поколений, сохраняясь длительное время после того, как обстоятельства и условия жизни, вызвали их, исчерпают себя. В уменьшении потребности в детях огромную роль сыграла экономическая независимость женщин, их профессиональная занятость, внесемейных ориентации и интересы. Однако эмансипация женщин сопровождалась и Шерегеш негативных последствий, которые также ускорили переход к малодетности. В первую очередь — это перегрузки женщин домашним хозяйством и недооценка в общественном мнении социальной значимости семейных функций как женщин, так и мужчин. Немалую роль в снижении рождаемости в семье сыграли слабое развитие обслуживания и крайне сложные жилищные условия. Итак, слитые ранее воедино коренные разновидности человеческого поведения и жизнедеятельности — самоохоронна, брачная, сексуальная и репродуктивное поведение личности — в результате сексуальной и контрацептивной революции распались и судьба рождаемости стала вполне зависимой от потребности личности и семьи в детях. А. И. Антонов в монографии „ Социология рождаемости "отмечает, что „ потребность в детях является социально-психологическим свойством социализированного индивида, которая проявлялась в том, что без наличия детей и надлежащего их количества индивид испытывает осложнения как личность» . Дети нужны для удовлетворения одной, хотя и очень важной потребности, — потребности иметь объект альтруистического заботы и опеки, потребности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы. Потребность в детях принадлежит высокому уровню потребностей личности, куда входят также потребности в творчестве, образовании, свободном времени, и конкурирует с потребностями других уровней — потребностями социально-психологического уровня: в общении, уважении и любви, проявлении заботы и опеки; потребностями в безопасности и самосохранении и, наконец, физиологическими потребностями во сне, пище, воде. Эмпирические исследования репродуктивных установок и мотивов показывают, что для потребности в 5 и более детях ведущими являются экономические мотивы рождаемости; для потребности в 3-4 детях — социальные, а для потребности в 1-2 детях — психологические. Историческое уменьшения потребности в детях проявляется в изменении поколений через механизм частичной, неполной реализации имеющегося уровня потребности в детях. По мнению одного из ведущих исследователей, работающих в области социологии рождаемости, А. И. Антонова, главной причиной снижения потребности семьи в детях является уменьшение ее опосредующих роли в системе „ общество — семья — личность ". Репродуктивная установка не что иное, как психическое регулятор поведения, склонность личности, определяет согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного количества детей. Она состоит из трех компонентов: когнитивного (познавательного), аффективного (эмоционального) и поведенческого (побудительного). Сущность репродуктивной установки проявляется во взаимодействии всех трех компонентов. Когнитивный компонент отражает ориентации на то или иное количество детей, на интервалы между их рождениями, установку на желаемую пол ребенка, на беременность и ее счастливое завершение. Эмоциональный компонент репродуктивной установки составляют положительные и отрицательные чувства, связанные с рождением той или количества детей. Поведенческий компонент репродуктивной установки характеризует интенсивность побуждений до рождения, мощность или слабость репродуктивной установки. Проведя опрос среди старшеклассников тернопольских школ (охвачено было 899 человек — 398 юношей и 492 девушки), мы получили следующие результаты (таблица 1): Таблица 1 Репродуктивные ориентации старшеклассников общеобразовательных школ Тернопольщины

Сколько хотят иметь детей Юноши Девушки Вместе
абс. % абс. % абс. %
Ни 12 3 10 2 22 2,5
1 ребенок 197 49,5 142 28,9 339 38,1
2 детей 129 32,5 233 47,4 362 40,7
3 детей 30 7,5 46 9,3 76 8,5
Более 3-х 4 1 24 4,9 28 3,1
Не дали ответа 26 6,5 37 7,5 63 7,1
Как видно из результатов опроса, большинство молодых людей к браку ориентирована на двухдетную семью. Анализируя ответы школьников, мы обратили внимание на такое явление, которое в психологической литературе называют „ осознанной малодетность ". Здесь необходимо учитывать и тот факт, что старшеклассники еще не имеют сформированной представления о том, что такое трудности семейной жизни, что придется отказаться от развлечений, отдыха, поездок, турпоходов и т. д. во имя детей. В повседневной жизни часто не реализуется даже эта установка на двухдетную семью. Если стремление иметь ребенка запрограммировано, видимо, в человеке природой, то стремление иметь детей — явление, скорее всего, социальное. Ребенка хотят иметь практически все, детей — далеко не все. Вот почему необходимо производить в молодые установку на середньодитнисть и многодетность. гендерные особенностями характеризуются аргументы супружеских партнеров по нежелание иметь детей. У женщин — это: страх потерять стройную фигура; опасения, что не удастся совместить материнство и карьеру, нежелание превращаться в домохозяйку, а у мужчин — опасения, что жена потеряет привлекательность; уверенность, что после рождения ребенка между супругами больше не будет страстных отношений; страх, что с появлением ребенка он окажется для жены на втором плане, и она перестанет уделять ему время.