Менеджмент в образовании часть 2

Понедельник, октября 1, 2018

много традиционных форм школ, методов обучения устарело, поэтому руководителю школы, педагогам необходимо перерабатывать в своей деятельности классические методы, инновации, заниматься исследовательской работой, смело экспериментировать. 4. Учитель или менеджер? Главной фигурой менеджмента является менеджер. В школе главная фигура — учитель.
Информационный портал

Теперь мы уже знаем философию менеджмента, его теоретические и практические принципы, а потому можно сделать вывод, что учитель не является менеджером в полном смысле этого слова. Профессиональной обязанностью учителя является обучение детей, решение целого комплекса мировоззренческих проблем школьного уровня. Но в деятельности учителя в значительной степени проявляются и общие функции менеджера. Главное направление работы педагога — это усовершенствование содержания, методов и приемов обучения, воспитания и развития детей. Концепция образовательного менеджмента позволяет реализовать особый подход, согласно которому педагогам должна предоставляться такая помощь со стороны руководителей школ, органов образования, чтобы учащиеся имели все условия для успешного обучения, воспитания и развития. Концепция образовательного менеджмента меняет роль педагогов, требуя от них максимального внимания к политике, стратегии и тактики школы, ее технологических, процедурно-ритуальных и эстетических ценностей. Это ориентирует учителя на творчество и гибкость в формировании установок * и мотивов учения, развития, рационального использования времени. Важное направление менеджмента в деятельности педагога — совершенствование учебных программ и процесса обучения, непосредственно связано с функциями учителя. И хотя программы (стратегия и принципы) находятся вне компетенции учителя, их успешная реализация (тактика) зависит от определения целесообразных объемов материала к каждому уроку, ограничений, последовательности изучения, оценки и уточнения учебной программы с помощью тестов и личного опыта. Концепция школьного менеджмента позволяет учителям корректировать учебные программы в соответствии с подбора учеников, запросов учащихся и их родителей, целесообразно выбирать рациональные методы, экспериментировать с ними. Следующее направление менеджмента в деятельности учителя — информация и коммуникация * . Учитель — фигура, которая определяет решение проблем организации учебно-воспитательного процесса в школе. Обязательное условие этого — постоянная высокая информированность, владение результатами новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных совершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это требует от учителя постоянного совершенствования профессионализма, повышение уровня общей культуры.

Компоненты образовательных ого менеджмента
  • люди (стейкголдеры — это люди или группы людей, имеющих общие интересы в какой-либо деятельности и заинтересованы в ее результатах — ученики, учителя, родители),
  • педагогические технологии
  • стратегии
  • структуры, цели
  • задачи,
  • процессы,
  • культура.

Цикл менеджмента
  • планирования
  • определения условий,
  • организация
  • мотивация
  • стимулирования
  • управления.
Очевидно, что в содержании деятельности учителя и менеджера много общего. Главное (!) — Учитель и менеджер являются организаторами деятельности людей. Практически совпадают и функции. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что концепция научного менеджмента может быть с успехом использована для усиления профессиональной подготовки учителя и руководителя учебного заведения. 5. Управленческие способности На вопрос о том, какие качества в отношении своего руководителя больше всего ценят учителя, получили следующие ответы: справедливость, порядочность и честность — 76%; понимание жизненных проблем, человечность, доброта — 25%; умение организовывать работу, управленческая компетентность — 24%; требовательность — 4%. Представители американской школы менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис обобщили результаты многолетних исследований в области управления персоналом и составили перечень наиболее важных качеств руководителя. Этот перечень может быть полезным и менеджерам образования Способность управлять собой. Умные личные ценности. Четкие личные цели. Направление на постоянный личный рост. Навыки решать проблемы. Изобретательность и способность к инновациям. Высокая способность влиять на окружающих. Знание современных управленческих подходов. Способность управлять. Умение обучать и развивать подчиненных. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Российский психолог Л. И.Уманський также предложил 10якостей способного организатора Практичность ума (способность использовать теоретические знания, учитывать особенность ситуации). Общительность (потребность, постоянная готовность и умение контактировать с людьми). Активность (умение действовать настойчиво, активно, самостоятельно выходить на выполнение служебных задач). Инициативность (активное проявление творчества, выдвижение идей, деловитость). Настойчивость (умение доводить до логического завершения начатое дело). Самообладание (способность к самоконтролю чувств, проявление выдержанности в сложных ситуациях). Работоспособность (выносливость, способность длительное время напряженно работать без ощущения усталости). Наблюдательность (умение замечать выдающееся, хранить в памяти детали). Организованность (способность подчиняться определенным режимным моментам, выявлять последовательность в поступках). Самостоятельность (способность работать в автономном режиме и уметь отстаивать собственное мнение). Американские исследователи Т. Питерс и Р. Уотерменом, по традициям классического менеджмента, приписали менеджеру такие важнейшие черты: Ориентация на достижение успеха. Быть всегда ориентированным на потребителя. Самостоятельность и изобретательность. Производительность. Связь с жизнью. Верность своему делу. Простота структуры, рациональный штат управления. Свобода и требовательность одновременно. Считаем необходимым определить еще некоторые присущие менеджерам образования черты, которые обеспечивают эффективность управления. Организаторская интуиция * — это способность предвидеть в процессе управления, что впоследствии состоится, а также принимать управленческие решения по отсутствия достаточной информации. Принятые таким образом решения относят к рискованным. Р изик * — это уровень неуверенности при предвидении результатов, возможность опасности, неудач и приобретений, выигрыша в предвидении результатов. По мнению психологов, риск является не свойством человека, а особенностью, тесно связанной с условиями, в которых находится человек. Риск оценивается как соотношение пары чисел, или как процент отрицательного результата. Риск 2: 8 означает, что только в двух случаях из десяти решение не будет реализовано; риск 10% означает, что 10% планируемого решение не будет реализовано. Американский теоретик менеджмента М. Уотермен отмечал, что идти вперед с риском — значит потерять душевный покой, оставаться на месте — значит потерять себя. Целесообразность риска при достижении цели можно определить по формуле:

Возможна выгода на выпад в к успеху х Вероятность характера = ?
Возможны убытки в случае неудачи Вероятность неудачи