Методика преподавания народоведения в школе часть 2

Понедельник, октября 1, 2018

В конце XIX-го в начале XX-го века в Украине развиваются такие виды народного декоративно-прикладного искусства, как роспись, ковроткачество, ткачество, вышивание , керамика, резьба на дереве и на металле. С развитием технической базы меняются средства народного творчества: начинают использовать химические яркие красители, ковры изготавливаются машинами.
Сад и огород

В первое десятилетие XX-го века. разворачивается творчество таких народных мастериц, как Т. Пата, Н. Белоконь, Г. Собачко и др. В годы сталинского теталитарного режима непоправимый ущерб был нанесен народным промыслам. Мастерам навязывались чужие идеи, которыми обесценивались народные традиции, идеалы. От художников режим требовал одного: славить партию и ее вождей. Однако народное искусство не умирало, оно смогло сохранить в произведениях лучших его представителей гуманистический пафос, древние национальные традиции. Такой была творчество Екатерины Билокур с Киевщины, Марии Наумчук из Донбасса и многих других талантливых мастеров. В послевоенные годы в Донецкой области, а также в других областях Украины развивается рисунок на стекле, вершинным достижением которого является творчество Ивана Сколоздры со Львовщины и, к сожалению, неизвестной до сих пор широким любителям народного искусства Евдокии Сириченко с Волновахского района в Донецкой области. Активно популяризирует изделия народных мастеров Донецкий областной художественный музей, на выставках которого можно ежегодно увидеть широкий спектр художественных вкусов самодеятельных и профессиональных мастеров декоративно-прикладного искусства. Эти достижения освещаются на страницах областной прессы. Постоянная рубрика по проблемам искусства существовала в течение многих лет на страницах журнала «Донбасс». Издательство «Донбасс» напечатало несколько выпусков научно-популярных статей о творчестве народных мастеров Донецкой и Луганской под названием «Народные умельцы» (1975, 1980, 1988). С уверенностью можно сказать. что нет такого села или города на Донбассе, в которых не было бы мастеров народного искусства. И пусть это люди не из широко известными именами, их творчество обязательно найдет отклик в детских сердцах. Местные мастера охотно принесут в школу собственные изделия, расскажут о них широкой школьной аудитории. Для многих учителей народоведения и краеведения исследования произведений искусства превращается в поисковую деятельность. Учителя вместе с воспитанниками находят разнообразные изделия народных мастеров, организуют в школах выставки, народнознавчи уголки, а то и целые музеи. Сегодня этот патриотическое движение охватило всю Украину, он красноречивые результаты и у нас в Донецкой области. Здесь можно назвать в первую очередь уже упоминавшийся народоведческий музей в селе Прелестном Славянского района, где несколько десятилетий изучает и собирает художественные произведения народных мастеров А. И. Шевченко. Учитель часто организует вместе с детьми путешествие окружающий селами. Опыт такой работы краевед и педагог обобщил в своей книге «Мой синяя птица» (М., 1990). На страницах своей педагогической исповеди Александр Иванович рассказывает о прекрасных минуты встреч с людьми, которые делились с учителем и детьми своими радостями и горем, дарили для музея часто заветные полотенца матерей и бабушек. Отрывки из книги педагога помогут учителям проникнуться благородным пафосом сбора и пропоганды произведений народных мастеров. Эти отрывки можно прочитать и обсудить вместе с учениками. "... С детьми ходили собирать материал для музея. Вечером зашли к бабушке Беспалов. Дети остались на улице, а я зашел во двор сам. На крыльцо с улыбкой вышла добрая женщина. Я спросил, есть ли у нее старые полотенца или что для музея. "Полотенца есть, но я не дам. Вы простите, но их я держу как память о моей матери ". Я сказал, что это очень хорошо, что сохраняется матери память. Я попросил разрешения посмотреть, если это возможно. Бабушка, мне кажется, даже обрадовалась моей просьбе. Пожалуй, ей и самой хотелось показать работу матери. "Еще до революции вышивала, — говорит бабушка и где-то в другой комнате ищет ее работу. — И вот сколько лет берегу. У меня уже просили, но я никому не отдаю ". «Хорошо, что храните и не давайте никому, если дорогое». Бабушка бережно на руках выносит составлен чистое полотенце, и то, что я увидел, поразило меня. Старая женщина, разворачивая его, плакала и с нежностью сказала: «Это моя матушка своими руками вышивала», — что у меня самого ком подкатил к горлу. Я сидел укляклий от увиденного, и мне эта бабушка, с ее тонким голосом, показалась маленькой девочкой, которая заблукалася в мире. Правду говорят: под старость люди возвращаются в детство. Полотенца были расшиты непышный, но нежным узором. Краски от времени поблекли, но узор от этого казался мне еще нежнее. Я стал прощаться. У меня и мысли не было забрать у старой ее память. «Возьми друга», — даже с просьбой сказала она. Я молчал, не зная, какие слова подобрать. «Спасибо, мы память вашей матери обязательно будем экономно беречь». Я записал имя, отчество и фамилия бабушкиной матери и, благодаря, пошел. После этого я не стал никуда заходить. Мне и сейчас слышится голос этой женщины. Это то, что остается в памяти на всю жизнь. Я очень жалел, что этого не видели дети. А как бы надо было! И чем платить людям за их доброту? ... " * * * "Сегодня мне домой принесли четыре кувшины и кружево от домотканого полотенца. Три девочки — Наталья Шаламова, Оля Житченко и Елена Марченко — сами, по своей инициативе, ездили на велосипедах в Петровку. Радостные, взволнованные, перебивая друг друга, рассказывают, как они просили у бабушек экспонаты. Приглашают поехать с ними и меня. Обязательно поедем. Пожалуй, сейчас в них говорит страсть к собиранию, но я уверен, что эти девочки уже не пройдут равнодушно мимо вещи, изготовленные руками мастера, художника, творца прекрасного, не выбросят в тряпки старый домотканый полотенце и в каждой из любовью сделанной вещи увидят народного мастера. Хорошо бы эти чувства сохранить чистыми, добрыми, человечными. Я верю, что так и будет ... " По прочитанными отрывками учитель проведет беседу. в которой опорными станут следующие вопросы: Почему старушка сначала отказалась подарить Александру Ивановичу полотенца, а затем один все-таки подарила? Почему автор пожалел, что с ним не было детей? Почему факт самостоятельного сбора девочками полотенец для музея так высоко оценил автор? Откуда у Александра Ивановича убежденность, что эти девочки не потеряют в жизни свои чистые, добрые, человечные чувства? Список рекомендованной литературы: Антонович Д. Украинский орнамент // Украинская культура. -К., 1993; Железобетонная Е. С., Шевченко А. И. Моя синяя птица: Дневник сельского учителя. -М., 1990; Тищенко О. Р. История декоративно-прикладного искусства Украины (XIII-XVIII вв.) — К., 1992; Художники Украины: Енцикл. довид. -К., 1992; Найден А. С. Орнамент украинской народной росписи. — К., 1989; Народные умельцы; Очерки. -Донецк, 1975, 1980, 1988; Степовик Д. Сокровища Украины: Наук. худож. кн. -К., 1990; Мозолевский Б. Скифский степ. -К., 1983; Волшебное веретено; Нариси. -Львов, 1990.